Фокеев (vot_tak_da) wrote,
Фокеев
vot_tak_da

Слишком много памятников?

Принято считать, что в Самаре и Самарской области слишком много зданий, являющихся памятниками архитектуры или истории или если называть их правильно, то объектов культурного наследия (ОКН).

Это мнение можно услышать как от различного рода чиновников или даже архитекторов, так и от обычных горожан.

И правда, если, например, представить себе исторический центр со всеми нанесенными туда зданиями, которые с точки зрения закона представляют историческую или архитектурную ценность, то он будет практически полностью из них состоящим.

Причем придется показывать и действительно ценные здания, например Винные склады Иванова (Венцека, 61), так и огромное количество сооружений, построенных по “образцовым” проектам того времени. В наши дни привычнее их называть типовыми.
155.40 КБ
Венцека 61



152.12 КБ
А.Толстого 46. Деревянное здание, стилизованное под каменное (циркульные окна, дощатый руст на стенах).

174.04 КБ
Чапаевская, 14

Если не ошибаюсь, то был видеоролик со встречи мэра Самары Дмитрия Азарова с блогерами, где он высказался про количество памятников, точно фразу не повторю, но вкратце примерно следующее: “В Самаре очень много памятников и бывает, что они появляются совершенно неожиданно, например при проектировании метрополитена они появились на проектируемых участках, хотя раньше их там не было, что создает трудности”. А на фоне можно было услышать голос Армена, справедливо произносящего, что это не правда.

К сожалению, мне не удалось найти это видео. Мне кажется, оно было еще до выборов, а может быть и после, например, во время обсуждения виртуального правительства, которое похоже в последнее время, увы, загнулось.

И действительно, кому придет в голову пихать памятники и создавать трудности для строительства метро специально? Ведь если действовать по закону, то от этого стоимость строительства метро только увеличится, а гемороя только прибавится?

ОКН там существовали давно, просто на них ранее ни кто не обращал внимания.

Все, что дальше будет написано, основано только на моих личных наблюдениях последних лет и выражает только мое мнение.

Так и действительно, откуда в Самаре столько ОКН? Почему их так много? Нужно ли Самаре столько?

В последнее время министерство культуры Самарской области принято ругать как заслужено, так и не очень. Ругать за то, что они совершенно ничего не делают и никакие памятники не сохраняют.
Министерство культуры - это тот госорган, который ответственен за контроль над ОКН.

Естественно, помимо мнения, что в Самаре много памятников, существует и другое, что их не так уж и много, а возможно, и вообще недостаточно. И некоторые здания, которые заслуживают государственной охраны, при этом ОКН не являются.

Например, вот это здание на Комсомольской площади:
129.66 КБ
Фото из Яндекс.Панорам

Стоит начать с самого начала, какие вообще существуют ОКН?
Грубо говоря, их можно разделить на два вида: первый — носят временный статус, второй — носят постоянный статус памятника.

Что такое временный статус? Это выявленные объекты культурного наследия.
К выявленным объектам культурного наследия можно отнести здания, которые предположительно обладают качествами объектов культурного наследия, но официально ими не являются.
Здание считается выявленным после того, как пройдет государственную историко-культурную экспертизу и результаты этой экспертизы будут направлены в соответствующий госорган, в нашем случае минкульт СО.

Это все прописано в федеральном законе об ОКН №73-ФЗ от 2002г., а положение о государственной историко культурной экспертизе вышло или в 2010 или 2011г., до этого руководствовались другими нормами по выявлению.

Далее госорган готовит документы на принятие или отказ от принятия данного здания в реестр ОКН, и Правительство СО выпускает соответствующий нормативный документ. Ранее было достаточно приказа минкульта.

Очень часто можно слышать, что надо провести инвентаризацию всех стоящих на охране памятников и сократить их количество. Это слушать очень забавно, ведь снять с охраны ОКН практически не реально, это возможно только на основании акта Правительства Российской Федерации, а это уже значительно сложнее.

Случаев, когда ОКН снимали с охраны в России единицы, а у нас в городе хотят это сделать массово.

Практически все выявленные ОКН Самарской области были выявлены до 1993 г., почти 20 лет назад. И часть из них находится в подвешенном состоянии до сих пор.
С начала до середины 2000-х годов специальная комиссия проводила инвентаризацию ОКН с рекомендациями о принятии или снятии с охраны.
В конце 2000-х стали появляться приказы министерства культуры о принятии на охрану, а позднее и снятии с охраны.

Надо сказать, что та комиссия, которая проводила инвентаризацию до 1993 г., похоже что-то курила, потому что список получился очень большой и очень бредовый.
Например, они выявили трансформаторную подстанцию в поселке Управленческий:
237.54 КБ
Фото из Яндекс.Панорам

А еще выявлялись цыганские дома 80-х в Зубчаниновке, но больше всего мне нравился панельный дом на Красной глинке.

Помимо того, что выявлялись совершенно непонятные здания, была и еще одна очень большая проблема. Очень часто не было никакой адресной привязки объектов, что в будущем создало большие проблемы с их учетом.
Как вам, например, выявленный объект культурного наследия под названием “Религиозный центр села (комплекс)” в селе Троицкое Безенчукского района Самарской области? Без указания конкретных строений или хотя бы улиц.

Таких примеров огромное множество.

Вот еще один, взятый из Сводного списка выявленных объектов на сайте министерства культуры СО:
9.49 КБ

Как по такому ориентироваться?

Конечно, комиссией была проделана просто огромная работа и было выявлено большое количество действительно ценных сооружений, но так же они выявили практически весь поселок Управленческий, состоящий из временных бараков, который, по моему мнению, точно нельзя охранять в рамках 73-ФЗ, т.к. это только создаст трудности на ровном месте, но о тонкостях 73-ФЗ я сейчас не буду.
Вообще, теме 73-ФЗ нужно посветить отдельный большой пост: большой, бестолковый и беспощадный.

Всем известно, что застройщиков в городе мало что останавливает, особенно в центре города, где земля очень дорогая.
Сохранять дореволюционные постройки в соответствии с законодательством никто не хочет, ведь это дополнительные сложности, дополнительные траты и часто потеря прибыли.

- Чего?! Оставить двухэтажный дом? Да вы ох...? Я хочу тут 30 этажей!
Примерно такие мысли у застройщиков.

Поэтому в реставрацию старых зданий деньги вкладывают неохотно, ждут когда они сами рухнут.

Самое популярное решение в современной Самаре, это когда оставляют оригинальные фасады, а все остальное делают новым и достраивают еще пару десятков этажей. Типа реставрация.
Совсем неприемлемо, когда и фасады сносят и потом воссоздают. Такие постройки вообще теряют какую-либо историческую ценность. Но такое тоже встречается.

Это неприемлемо с точки зрения здравого смысла и сохранения исторической среды. Но тут как у террористов, или так или никак, и никакие переговоры не помогут, все заложники умрут.

Подобные проекты согласовываются минкультом, потому что, как мне кажется, у них просто нет другого выхода. Могут ли они влиять? Не знаю.

И так, что мы имеем:
1) Минкульт и более тысячи выявленных объектов культурного наследия в Самаре, которые находятся в таком статусе почти 20 лет и с ними уже надо что-то делать.

2) Наглые застройщики, которые готовы весь исторический центр сровнять с землей и застроить 30-и этажными домами.

3) Городское и областное руководство, которое чаще всего никак этим застройщикам не мешает, а порой даже и помогает “освоить” территорию, особенно если на территории нет памятников. Но ведь в центре города в малоэтажной среде рядом с памятниками архитектуры многоэтажное строительство очень часто неуместно, не обязательно на месте ОКН или нет.

Повторюсь, что это лишь мое личное мнение, основанное на наблюдениях!

Минкульт практически никак не может повлиять на застройщика, если на его стороне деньги и лояльность властей. О причинах такой лояльности не будем.
Суды проигрываются, а чаще всего застройщик просто игнорирует минкульт, как бы тот не старался.

Логично предположить, что чем больше в городе будет ОКН, тем меньше вероятность того, что на месте старых зданий будут появляться новые безвкусные стеклянные многоэтажки.

И задача минкульта сделать так, чтоб как можно больше выявленных объектов перестало висеть в воздухе (сколько же можно?) и были включены в реестр ОКН. Если их туда не включить и лишить статуса выявленных, то рано или поздно их снесут.

Начинается работа по проведению историко-культурной экспертизы, здания сотнями заносятся в реестр. А затем и сотнями исключаются из списка выявленных, как необладающие историко-культурной ценностью.

О-о-о-о! Я помню эту шумиху, когда исключили четыре сотни за раз! Что минкульт не бережет историческое наследие и совершает преступление.

Я смеялся. Они бы хоть открыли этот список и посмотрели, что исключили. Эти разговоры лично для меня стали индикатором адекватности людей: кто громче всех орал, тот наибольший неадекват и уважения к нему у меня становилось меньше.

Но конечно были и такие здания, которые ничем не отличались от тех, которые включили в список.

Таким образом, в Самаре к 2011 году около полутысячи выявленных ОКН потеряли свой статус и перестали как-либо относиться к ОКН. А общее же количество ОКН, включенных в госреестр, увеличилось с примерно 165 объектов до тысячи.

Такой ли уж плохой минкульт? По моему мнению, ему ничего не мешало снять с охраны гораздо большее количество зданий, ведь большая часть того, что включили в реестр, это типовая застройка. Единственная причина, по которой они сохранены — это то, что их ценность в сохранении среды дореволюционной Самары.

Ведь городские власти редко задумывались о сохранении этой среды. Для них так: памятник — нельзя строить. Не памятник — стройте, что хотите, где хотите.

Если бы последние 20 лет власти, застройщики, да и обычные горожане, относились к городу с большим уважением, то не пришлось бы отпугивать их от исторической застройки с помощью Федерального закона 73-ФЗ. Но теперь огромное количество людей ждет сплошной геморрой с использованием этих зданий, соблюдать 73-ФЗ не просто.

Стадников, конечно, заботится о городе. Таким людям не надо тыкать пальцем в закон и говорить, что они обязаны сохранить это здание, они и сами это понимают. Я надеюсь, и Глава города это понимает. Но это сейчас, а что будет после них?

Скажу прямо: многие здания недостойны того, чтобы их охраняли в рамках закона, но достойны, чтобы их сохранили, особенно это касается флигелей, дворовых построек и пр. Но в городе, где правят деньги застройщиков только один выход.

Поэтому и кажется, что чем больше памятников в городе, тем лучше.
Но это неправильно, большое количество памятников создает большое количество проблем, стоимость их содержания многократно возрастает.

Что муниципалитету лучше? Сделать реставрацию одного здания с кучей согласований или отремонтировать за эти же деньги пять других с меньшими заморочками? Конечно они выберут второе, поэтому из сотен зданий, которые находятся(находились? но это опять отдельный разговор) в муниципальной собственности реставрируются единицы.

Я думаю, что минкульту ничего не мешало сделать список минимум в 2-3 раза короче, чем он сейчас, но они этого не сделали.
Мне кажется они стали сохранять старую Самару так, как могли.

Почему не могли по-другому? Отдельный вопрос.
Вообще, может показаться, что я защищаю минкульт СО, но это не так. Это мое видение одного конкретно случая.

Есть и другие проблемы, где я их не буду защищать (тут было немного текста про Мишу Матвеева, но я решил его не публиковать)

Пост проплачен всеми заинтересованными людьми, особенно теми, о ком вы подумали.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments